Дата публикации: 02.04.2022 в 02:00
Разговор о холодильных агентах в системах кондиционирования, пожалуй, следует начать с одного из первых, если не самого первого фреона, (не считая хладона R-12) появившегося для применения в холодильных установках. Это фреон R-22, являющийся веществом органического состава, представляющий собой в нормальном состоянии прозрачный газ, с характерным, но не резким запахом эфира и немного хлора. Он не поддерживает горение и сам также не возгорается, не взрывоопасен, но достаточно токсичен при высоких температурах, при значительных дозах может привести к отравлению. При нормальных температурах воздуха не взаимодействует с металлами, но при нагреве свыше 300 °С, при их взаимодействии выделяет токсичные вещества, а сам фреон при этом теряет свои свойства, в естественных природных условиях не встречается и может быть получен синтезом фтороводорода и хлороформа. Другое название фреона R-22 – дифторхлорметан, он имеет химическую формулу CHClF2 и был изобретен в начале 30-х годов прошлого века.
С 1935 года начал производиться в промышленных масштабах того времени для первых систем кондиционирования и применения в холодильных установках. Имеет свойство влияния на озоновый слой с не очень существенным потенциалом разрушения ODP=0,05 – показатель взаимодействия с атмосферным озоном О3, при этом значение 1,0 – это воздействие фреона R-11, считающийся самым вредным холодильным агентом. Кроме этого, имеет потенциал глобального потепления GPW=1700, это означает что один килограмм фреона R-22 оказывает воздействия на парниковый эффект как 1700 кг углекислого газа СО2. Из основных физических свойств имеет: давление при температуре 5 °С – 5,8 атм (587 кПа), давление конденсации при температуре 40 °С составляет примерно 15,2 атм. По причинам некоторого влияния на окружающую среду и токсичности, с начала 2010 года был запрещен к экспорту на территорию РФ, производство и продажа в России ограничены, но разрешены до 2030 года. В современных системах кондиционирования практически не применяется, за исключением отдельных видов оборудования. В бытовых и офисных сплит-системах и полупромышленной охлаждающей техники не используется совсем. В настоящее время R-22 заменен другими фреонами, R-410A и R-32.
Фреон R-410A
Более широкое распространение в качестве охлаждающего агента получил хладагент R-410A, представляющий собой смесь двух фреонов R-125 (формула C2HF5) и R-32 с химической формулой CH2F2 в соотношении 1:1 при хорошем сохранении компонентов в случае утечки. Он не обладает воспламеняемостью и при значительных концентрациях в воздухе не токсичен. В связи с тем, что в его составе отсутствует элемент хлор, потенциал разрушения озонового слоя ODP=0,00. В этом смысле 410-й фреон более экологичен, так как не наносит существенного вреда атмосферному озону, но оказывает большее влияние на парниковый эффект, с потенциалом глобального потепления GPW=1890, это больше чем у фреона R-22. Общее влияние на глобальное потепление оказывается меньше чем у двадцать второго фреона за счет более высокой эффективности устройств охлаждения оцениваемой по индексу SEER – сезонной энергоэффективности. Данный индекс представляет собой отношение всей выработки холодопроизводительности за один год, или периоды эксплуатации, к общему значению потребляемой эл. энергии за такое же время. Физические показатели фреона следующие – давление кипения при температуре 5 °С – 9,3 атм (942 кПа), давление конденсации при температуре 40 °С составляет 24 атм. Хладагент R-410A обладает рядом преимуществ по сравнению с предыдущими поколениями фреонов, он не горюч, не ядовит, более экологичен и обладает высокой удельной хладопроизводительностью.
Фреон R-32
Дифторметан – полное наименование хладагента нового поколения R-32, он относится к классу фторуглеводородных соединений с химической формулой CF2H2 и является однокомпонентным веществом и озонобезопасным фреоном. Это перспективный тип холодильного агента, который все больше находит свое применение в современных системах кондиционирования, и вот почему. Фреон R-32 отвечает требованиям европейского союза по фторсодержащим газам с одним сплит-агрегатом для бытовых систем охлаждения, потенциал глобального потепления для 32-го фреона GPW=645, это очень хороший показатель по минимальному влиянию на парниковый эффект. Кроме этого планируется, что после 2025 года, климатическая техника с хладагентом R-410A будет выпускаться ограничено, а впоследствии может вообще перестать производиться. Экспериментальные испытания показали небольшую, порядка 5% эффективность R-32 по сравнению с фреоном R-410A. При работе в кондиционерах, мощностью до 4-х кВт по холодопроизводительности, дифторметан примерно на треть эффективнее предшествующего хладагента.
Дифторметан почти в два раза тяжелее воздуха, и в случае попадания в окружающую среду, опускается вниз на пол, следовательно, надышаться им как следует, не получится и получить отравление также. При всех своих бесспорных достоинствах, фреон R-32 имеет один существенный недостаток – он горюч. В особых условиях при утечке из системы кондиционирования может произойти воспламенение хладагента, но это в теории. На практике подобное вряд ли случится, от обычной искры он не сможет возгореться. Более того, умышленная попытка поджечь фреон R-32 ни к чему не приведет, так как должна быть его определенная концентрация в воздухе, от 13 до 29%, и приложена колоссальная энергия, никак не меньше 15 мДж. Чтобы все эти факторы совпали, должно произойти немыслимое стечение всех обстоятельств. Подобного в нормальных условиях эксплуатации кондиционерной техники просто не бывает. Наш Интернет-магазин «РОЯЛ Клима» оказывает услуги по заправке и дозаправке кондиционеров всех типов, работающих на популярных хладагентах R-32 и R-410A, выпускаемых компанией Royal Clima. Оставьте отзыв о компании `РОЯЛ Клима`.